Колеса самоката: какие бывают и чем отличаются? Колеса для хоккея на роликовых коньках

Какой размер колес для велосипеда лучше: 26”, 27.5” или 29”?

Споры по этой интересной теме не утихают ни на минуту: Каждый новый сезон производители предлагают нам новые стандарты компонентов, в том числе и колес.

Новые диаметры колес - новые причины для обсуждений и вопросов о том какой же стандарт лучше выбрать. К сезону производители предлагают нам все больше новых стандартов. Особенно важными нововведениями являются новые диаметры колес. Еще 4 года назад 26-дюймовые колеса были фаворитами и 29-дюймовые колеса встречались редко, и считались сугубо кросскантрийными.

Но все течет, все меняется, и 26” колеса уже вовсе выходят из моды, уступая место новомодным 27,5” и 29”, которые используются как в гонках кросс-кантри, так и в даунхилле. Конечно, тут важно понимать, что у каждого типа колес есть свои неоспоримые преимущества. Прежде чем выбирать, с каким диаметром колес велосипед лучше купить, нужно разобраться в основных различиях для катания в диаметре колес.

Об этом мы сейчас и поговорим.

Начнем с 26-дюймовых колес, их сильные и слабые стороны:

Плюсы:

  1. Жесткие - более короткие спицы придают торсионной жесткости колесу, при прочих равных с 27.5” и 29”;
  2. Ремонтопригодные - более 15 лет велорынок насыщался различными комплектующими: от самых бюджетных до самых дорогих и высококачественных;
  3. Лучшая маневренность, по сравнению с 27.5” и 29”;
  4. Легче разгоняются, за счет меньшего диаметра;
  5. Зачастую дешевле, чем модели с большим диаметров обода.

Минусы:

  1. Сокращается выпуск покрышек и ободов последних моделей: купить самые крутые новомодные обода не получится - такой модели просто не будет;
  2. Хуже, чем 27.5” или 29” переезжают препятствия;
  3. Обладают более слабым накатом по прямой;
  4. Хуже амортизируют удары и мелкую тряску

Итак, подводя итог о 26-дюймовых колес можно сказать: надежные, простые в эксплуатации, велосипед на таких колесах лучше чувствует себя при маневренной езде, например, при катании по лесу. Максимальная простота и ремонтопригодность делают их идеальными для обычного велосипеда на каждый день. К тому же, запчасти на них (камеры, покрышки, спицы, обода) найдутся почти в любом веломагазине.

Теперь рассмотрим 27.5-дюймовые колеса.

Плюсы

  1. Лучше катятся, чем 26” колеса;
  2. Лучше держат скорость;
  3. Обладают более высокой стабильностью;
  4. Очень популярны - новые модели компонентов для данного стандарта всегда в наличии в крупных веломагазинах;
  5. Лучше перекатываются через препятствия, нежели их 26” собратья;
  6. Большее пятно контакта покрышки способствует лучшему сцеплению - так желаемому на техничных подъемах или спусках.

Минусы

  1. Меньшая жесткость, чем у 26”;
  2. Ниже ремонтопригодность - маленькие магазины не всегда располагают запчастями для 27,5” колес;
  3. Не самые дешевые, почти всегда дороже 26” аналогов;
  4. При прочих равных незначительно, но тяжелее;
  5. Хуже разгоняются;
  6. Чуть более низкая маневренность велосипеда по сравнению с 26-дюймовыми аналогами.

Итого: 27,5-дюймовые колеса хороши для активного внедорожного катания, с изобилием подъемов и спусков - здесь реализуется их лучшая способность к качению и повышенное сцепление, благодаря этому не так будет заметна меньшая маневренность. На сегодняшний день 27.5” колеса (или 650b) являются эталоном универсальности, самым модным стандартом - следовательно велосипед, с таким стандартом колес будет актуален по техническим решениям еще как минимум 3 года. В нашей стране еще не везде есть полный ассортимент деталей на них, поэтому важно отслеживать состояние компонентов и вовремя проводить замены.

Рассмотрим “старый-новый” стандарт колес - 29-дюймовые.

Плюсы:

  1. Лучшее сцепление, в сравнении с 26” и 27.5”;
  2. Лучшая катимость;
  3. Лучшая плавность и гашение ударов;
  4. Проще переезжают препятствия;
  5. Лучше держат скорость.

Mинусы:

  1. Самая низкая прочность;
  2. Низкая торсионная жесткость;
  3. Менее маневренные, при неудачной геометрии рамы ощущаются ленивыми и неповоротливыми;
  4. Ограниченный ассортимент деталей;
  5. Низкая ремонтопригодность вне крупных городов - скудный ассортимент магазинов ограничивает ремонтопригодность данных колес;
  6. Самые дорогие из всех 3 вариантов колес.

Итак, можно подчеркнуть, что 29” колеса очень хороши там, где нужно держать высокую скорость, важно хорошее сцепление и хороший накат - долгие поездки по асфальту и вне его, соревнования по кросс-кантри или марафону, длительные поездки в горах.

Как это ни странно, разобравшись с размером колес, подобрать нужный велосипед уже не составит труда - модель велосипеда проектируется именно под диаметр колес: геометрия, хода подвесок, навесное оборудование.

Так, 29” колеса требуют максимально низкого подъема руля - за счет больших колес велосипед и так получается немного выше, чем если бы был собран на 26” или 27.5” колесах. Например, 29” колеса корректируют длину шатунов, соотношение передач - тут все подбирается для максимальной эффективности, ведь больший диаметр колес вносит свою лепту в разгон, так же, благодаря большим колесам велосипеду проще заезжать в горку - вот он снова диапазон передач трансмиссии. Обладая отличными скоростными показателями, такие велосипеды часто имеют более низкую маневренность и резвость в управлении. В некоторых дисциплинах это неприменимо. К тому же, с 29” колесами обычно возникают проблемы в подборе амортизационных вилок - ассортимент магазинов в этом сегменте весьма ограничен.

Велосипеды с 27.5”-дюймовыми колесами являются четкой серединой между 29” и 26” велосипедами. Взяв от первых хорошие качества для подъема в гору и лучшую обработку неровностей, а от вторых - юркость и маневренность. Инженеры достигли приятного результата. Таким образом, если говорить о негативной стороне велосипеда с 27.5 колесами, то это лишь ограниченный ассортимент компонентов к ней и их стоимость в местных веломагазинах.

Что же касается старого стандарта 26” колес , то это максимально рабочие велосипеды, без лишних сложностей, заморочек и супер-технологий. Не самые технологичные, но зато ремонтопригодные, они хороши для любого катания, где нужно максимум отдачи от велосипеда - будь то простые поездки по парку или дальние велопутешествия. А широкий ассортимент запчастей всегда поможет починиться с минимальными денежными и временными затратами.

Рисунок - схема: показывает бОльший угол наезда на неровность у 29", чем у 26".

Рисунок - схема: показывает насколько сложнее "ускориться" на велосипеде с Большими колесами.

Рисунок-схема: показывает площадь пятна контакта у разных колес.

Часто, в сети можно прочитать мнение, что для людей небольшого роста нужно подбирать строго велосипеды на 26-ти дюймовых колесах… а для высокорослых - только 29”. Так вот, это миф. Стереотип крепко сидит в головах потребителей, но здесь таится самое приятное: выбор диаметра колес не привязывается к росту велосипедиста. Понятное дело, что подбирать ребенку 10-ти лет велосипед на 29" колесах не стоит! Важно подобрать раму верного размера (подбирается под рост велосипедиста), а колеса являются лишь фактором, который выбирает покупатель - что ему нужно от велосипеда: подъемы и марафоны, или же экстремальное катание вниз с холма.

______________________________________________________________________________________________

12 лет в маунтинбайке, перепробовал все типы велосипедов и их подвесок - от обычных кросс-кантри моделей до тяжелых даунхильных велосипедов. Истинный фанат своего увлечения. Способен подбирать комфортную высоту руля в течении 1,5 месяца.

До недавнего времени велосипедисты и не задумывались о том, какому размеру велосипедного колеса отдать предпочтение. Подавляющее большинство любителей велоспорта приобретали горный, дорожный или прогулочный велосипед с 26-дюймовыми колесами. Остальные велосипедисты, не учитывая велосипеды для детей, выбирали либо шоссейные велосипеды с 28-дюймовыми колесами, либо BMX или стритовые.

Казалось бы, в велоиндустрии уже всё есть, всё придумали, но прогресс в очередной раз нарушил устоявшийся мир велосипедистов. То, что являлось единственно возможным выбором, вдруг стало одним из возможных вариантов. Было время, когда «новоиспеченные» алюминиевые рамы казались полным абсурдом, но в итоге потеснили стальные, а время спустя появились , которые таким же образом «поступают» с алюминиевыми. Примерно 5 лет назад начали завоёвывать популярность горные велосипеды с 29-дюймовыми колесами, но на данный момент 29-«дюймовкам» составляют большую конкуренцию колеса с размером в 27.5 дюймов.

Выбор подходящего диаметра колёс велосипеда

В мире насчитывается несколько тысяч велосипедов различных моделей и типов с колесами 26 дюймов. Каждый из них предназначен или для определенного стиля езды или является универсальным – комбинируя в себе несколько классов. Как минимум несколько десятков из этих моделей можно считать действительно стоящими. Несколько сотен этих велосипедов отличны в управлении, обладают прекрасными ходовыми характеристиками и обеспечивают хороший комфорт при езде. Остальное количество «26-дюймовок» распределяется по шкале от «хорошо» до «очень плохо». Профессиональные спортсмены, участвующие в международных чемпионатах эксплуатируют велосипеды сделанные индивидуально для каждого. Велосипедисты, которые выступают на менее значимых велосоревнованиях, приобретают для себя топовые модели серийного производства, к ним так же относятся любители с большими финансовыми возможностями. Преобладающее большинство велосипедистов ездит на том, на что хватило денег. И все они ездили, участвовали, побеждали, получали удовольствие… И вдруг неожиданно в их спортивный мир вторглась новая бизнес идея.

Не имея возможности улучшать велосипед и его характеристики интенсивным путем развития, придумали очередную новомодную чепуху, которую в наше время совершенно несложно продвигать в массы с помощью рекламы. Например, можно сказать, что 26-дюймовые колеса маловаты и это прошлый век, и сделать 29-дюймовые. Придумать всяческие неизмеримые положительные качества «усовершенствованного» предмета и на этом заработать немало денег.

Основные достоинства 29-дюймовых колес по отношению к 26-дюймовым, о которых говорят маркетологи:

  1. Лучше накат . С уверенностью можно сказать, что огромное количество велосипедистов понятия не имеют, что это означает. Как и не знают того, почему велосипед не падает когда едет, и падает когда стоит на месте. Но для любителей двухколесного транспорта это знать совершенно ни к чему, главное чтобы «велик» был комфортен и хорошо ехал. Маркетологи в свою очередь заявляют – за счет большего диаметра, колёса намного лучше катят и делают велосипед устойчивее благодаря увеличенному гироскопическому эффекту. Это полный бред, так как гироскопический эффект никак не влияет на . Может быть под понятием «катит» имеется в виду, что велотранспорт дольше едет за счет инерции, что в таком случае является правдой, так как запас инерции напрямую зависит от диаметра и массы колеса. Но, чем массивнее колесо, тем сложнее, как раскрутить его при старте, так и остановить при торможении. С таким же успехом можно использовать 26-дюймовое колесо, но более тяжелое. Так что данное качество скорей нужно считать как отрицательным, чем положительным;
  2. Угол прохождения неровностей и препятствий, а так же комфорт во время езды намного лучше.

    С полезностью такого достоинства 29-дюймовых колес сложно поспорить, так как колеса меньшего диаметра имеют больше угол «атаки» при преодолении препятствий в сравнении с колесами большего размера. Большие колеса легче справляются с различными выступами и мелкими ямками. Некоторые источники даже пишут, что противодействующая сила от преград снижается примерно на 10%. Невероятно, на целых 10%. Например, если представить, что один велосипедист едет на стандартных 26-дюймовых колесах, а второй на 29-дюймовых, и оба случайно наезжают на камень высотой 5 см, то второму этот камешек покажется не как 5-сантиметровый, а на целых 5 мм меньше, просто фантастика. Также можно представить велосипедиста решившего въехать на 15-сантиметровый поребрик, не поднимая колеса, и снова невероятное чудо, водитель велосипеда испытывает такой толчок от бордюра, словно он меньше на 2,5 см. Комфорт малозаметен, а с колесами 27.5″ различий практически нет. Конечно, если долго ехать на хардтейле с 29-дюмовыми колесами, еще и по пересеченной территории, то усталость снизится примерно на 10%;

  3. Чем больше диаметр колеса, тем больше пятно контакта покрышки с дорожной поверхностью – очередная уловка маркетологов.


    Также они говорят, что из-за большего сцепления покрышки с дорогой, увеличивается эффективность торможения и старта без буксовок. Получается, если не хочешь буксовать на старте (и как это нужно стартовать, чтобы были пробуксовки), необходимо приобрести 29-дюймовые колеса. Проще уже поставить широкие покрышки или не перекачивать колеса. Кроме того, с увеличением пятна сцепления с трассой, увеличивается и сила трения, что в свою очередь тормозит движение;

  4. Возможность развивать большую скорость при меньших физических затратах. И снова не поспоришь, все логично. Если оси колес разного размера имеют одинаковую скорость, то колесо с большим диаметром проходит более длинный путь, следовательно, имеет выше скорость. Но за счет использования системы переключения передач, данное достоинство 29-дюймовых колес сходит на нет. Колёсная ось может вращаться с различной скоростью, по всему широкому диапазону передач. Чтобы ехать на велосипеде с большей скоростью, совершенно не нужно изменять диаметр колеса, достаточно переключить скорость. На старых велосипедах, у которых всего одна скорость, колеса с большим диаметром могли бы обеспечить данный эффект.

Выводы

Дело не в том, какими колесами оборудован велосипед, а в правильном переключении передач, в ширине покрышек, в уровне атмосферного давления в камерах, и какого уровня сам велосипед и физическая подготовка байкера. На крупных мероприятиях, посвященных велосипедной тематике, во время велопарадов все это отлично видно. Некоторые гонщики, на отечественных велосипедах типа «Кама», едут наравне с большинством, а есть велосипедисты, которые еду на 26-дюймовых колесах и при этом всех обгоняют. И дело здесь в том, что они просто активно занимаются . Бывают и такие любители, которые выигрывают за счет хорошего велосипеда и отличной его настройкой. Вследствие того, что производство велосипедов с 26-дюймовыми колесами с каждым годом уменьшается, а выпуск колес диаметром 27.5 дюймов увеличивается, видимо последние пытаются сделать новым стандартом для горных велосипедов, и от этого никуда не денешься.

В общем при выборе диаметра колёс велосипеда следует руководствоваться условиями, при которых вы планируете его использовать. Для простых поездок по городу или непродолжительных велопутешествий подойдёт велосипед с меньшим диаметром, для велопоходов с продолжительными переездами и малым количеством остановок лучше купить 29" велосипед. Профессиональные спортсмены сами знают что им лучше подойдёт и из этой статьи ничего нового не узнаю.

Желаю вам удачного выбора.

47 комментариев

Если колёса на ваших роликах стёрлись и вы не знаете где купить колёса для роликов и какие лучше, то эта статья поможет вам быстро сориентироваться и понять какие колёса для роликов вам подойдут. Каждое из колёс укомплектовано двумя подшипниками и одной втулкой.

Не всегда при замене колёс нужно менять и подшипники, поэтому предварительно лучше проконсультироваться со знающими людьми. Если не кататься по лужам и в дождливую погоду, избегать песка и не прыгать, то подшипники могут прослужить достаточно долго и пережить не один комплект новых колёс. В последнее время, почти все колёса для роликов делают под подшипник стандарта 608. То есть независимо от фирмы производителя самих роликов, можно выбрать любой подходящий комплект колёс и подшипники к ним.

В этой статье поговрим исключительно о колёсах, их характеристиках и свойствах.

Кроме цвета и дизайна, колёса для роликовых коньков отличаются по нескольким основным параметрам:

1) Диаметр и жёсткость.

Указываются на самом колесе. Выглядит это примерно так 80мм/84A. Такой знак указывает на то что это колесо диаметром 80мм с жёсткостью 84А.

а) Диаметр – определяет величину колеса. Чем больше колёса, тем они быстрее будут катить. По данному параметру можно определить для какого стиля катания колёса.

Колёса большого диаметра применяются в беговых моделях и в детских самокатах (90мм, 100мм, 105мм, 110 мм). Колёса среднего и малого диаметра (72мм, 74мм, 76мм, 80мм, 82мм, 84мм) применяются в моделях для фрискейтинга, слалома, фитнесс-катания, хоккея а так же в детских моделях. Колёса малого диаметра (менее 70мм) применяются в моделях для агрессивного катания и в маленьких размерах детских роликов.

б) Жёсткость колеса или плотность, измеряется в единицах А и определяет качество сцепления с покрытием и устойчивость колёс к износу. Мягкими считаются колёса с жёсткостью 78А, 80А и 82А. Используются для простых фитнесс моделей, моделей для начинающих и в детских роликах. Средней жёсткости и жёсткие колёса начинаются с 83А.

Мягкое колесо 76мм/82А

Самая популярная жёсткость колёс в последние года это 84А, 85А и 86А. В агрессивных моделях колёса ещё более жёсткие и малого диаметра. Жёсткие колёса более накатистые, за счёт этого скорость выше. Мягкие колёса лучше цепляются за покрытие но скорость на такая высокая. Ехать на мягких колёсах, сравнимо с ездой на машине с приспущенными колёсами, на жёстких, наоборот с накаченными.

3) Профиль колеса - профиль может быть эллиптический (более острая грань) или круглый (скруглённая грань) Рано или поздно, любые колёса приобретают круглый профиль, потому что при регулярной перестановке они стираются равномерно. Поэтому на профиль редко кто смотрит. Хотя объективно, колёса с круглым профилем больше подходят для стиля FSK и как правило такими колёсами комплектуют модели FSK .

4) Тип ступицы — ступица колёса это пластиковая основа колеса в которую вставляется подшипник. Чем меньше ступица, тем лучше колёса. Это с точки зрения экономии. Ведь в таком случае, больше полиуретана и это означает что вы дольше будете кататься на таких колёсах пока они не сотрутся в ноль. Опять же, колёса с малой ступицей лучше ведут себя на неровностях и хорошо смягчают удары в момент приземления после прыжка.

Колесо с маленькой ступицей

Большие пластиковые ступицы хороши лишь в случае колёс большого диаметра (более 80мм), которые используются для беговых моделей. Такие колёса легче и позволяют быстрее набирать скорость, а так же более стабильные во время езды, практически нет риска того что полиуретан отойдёт от ступицы. Сложно себе представить колесо диаметра 110мм с малой ступицей.

Колесо с большой ступицей для беговых роликов

Что правильно выбрать колёса для роликовых коньков нужно задать себе несколько вопросов:

1) Какой у вас вес?

2) Какой стиль катания?

3) На каком покрытии вы катаетесь?

4) Вы хотите ехать быстро или не очень?

5) Какой максимальный диаметр колёс можно установить на вашу модель роликов?

Ответив на эти вопросы, можно легко определить какие вам могут подойти колёса.

Попробую дать краткую консультацию по этим 5 вопросам:

1) Вес — чем больше вес, тем более жёсткие колёса вам понадобятся. Роллерам с весом более 70 кг рекомендуются колёса с жёсткостью не менее чем 83А. Это не означает что нельзя кататься на 80А, но сотрутся они быстрее. Если это начинающий роллер, который часто падает и в прямо смысле делает первые шаги, пожалуй на первое время лучше ограничиться колёсами с жёсткостью 80А. Для маленьких детей, сами понимаете, насколько непринципиальна жёсткость колёс. Вес то небольшой…

2) Стиль катания — если это быстрый и динамичный стиль, потребуются максимально жёсткие колёса опять же не менее чем 83А. Как правило более жёсткие колёса используют в слаломе, хоккей на на роликах на асфальте (на специальном покрытии используют мягкие) и стиле FSK. В последнее время, производят колёса по стилям катания. Колёса для FSK, колёса для слалома, колёса для спидскейтинга и так далее. То есть при одних и тех же параметрах, например 80мм/84А, колёса для FSK и колёса для фитнесс-катания, могут обладать совершенно разными рабочими характеристиками и катить по разному.

3) Покрытие — если это асфальт, чем жёстче колесо, тем оно лучше будет катить по асфальту и дольше стираться. Но слишком жёсткие колёса иногда могут показаться неприятными. Это как перекаченные колёса автомобиля. Машину на кочках аж подбрасывает. Подбирая жёсткость колёс, обязательно подумайте о том, где вы планируете кататься.

Колёса фирмы Matter, это оптимальный баланс ощущения мягкости и высокой прочности колёс. То есть при достаточно комфортной езде (как на мягких подушках) колёса весьма жёсткие и устойчивы к износу. И никакая это не реклама, так и есть.

Если вы катаетесь в зале, то жёсткость колёс не так важна, хотя я лично предпочитаю колёса средние по жёсткости. Опять же это зависит и от покрытия в зале, это полимер или бетон или ещё что то …. Тут колёса нужно подбирать. Хотя, как правило, подходят всё те же колёса на которых вы успешно катаетесь по асфальту.

4) Требуемая скорость — скорость определяют не только подшипники но и колёса. Важнее всего диаметр. Чем больше колёса — тем выше скорость. Чем лучше подшипники — тем выше скорость. В какой то степени жёсткость так же может влиять на скорость, это зависит от покрытия.

5) Максимальный диаметр колёс , который может подойти к вашим роликам как правило указан на раме. Выглядит эта надпись примерно так: max 80mm , и обозначает то, что на ваши ролики, максимальный допустимый размер колёс это 80мм. Тип жёсткости тут роли не играет совершенно. Если ничего подобно нет и в помине, а колёса затёрлись до такой степени что вы уже и посмотреть не можете какие там были колёса, тога лучше всего приехать с роликами в магазин, или поискать в интернете аналогичную модель и узнать характеристики штатных колёс.

Так же хочу обратить ваше внимание на производителя. Очень важно, чтобы колёса были именитых марок. Такие как: Matter(Undecover) — лучшие колёса на мой взгляд. Hyper, Giro, Seba, Labeda.

Powerslide, Fila и Rollerblade делают неплохие колёса, но они будут похуже чем колёса вышеперечисленных марок, соответственно и дешевле. Цены вариируют от 25 долларов за 4 колеса до 50-70 долларов за 4 колеса. И я бы не советовал взрослым устанавливать дешёвые колёса. Во первых катание будет не таким приятным, во вторых за сезон ва придётся сменить 2-3 комплекта колёс а может и больше. Комплект более дорогих колёс прослужит гораздо дольше и кататься на них будет приятней.

Если есть комментарии или есть что добавить, прошу. Подбор колёс дело тонкое. Если есть сомнения, по установке или покупке тех или иных колёс для роликов, прошу писать или звонить.

Помогу купить то что нужно и бесплатно установлю если с этим имеются трудности.

Все знают, что диски большого диаметра – это красиво. И дорого. Но повышение привлекательности автомобиля – не единственная их функция. У больших колес есть вполне практические плюсы и минусы, которые разберем подробно.

Покупая новую машину, многие задумываются над возможностью установки колес большего посадочного размера. Зачастую в списке заводских опций есть возможность поставить колесики на 2-3 дюйма больше, чем штатные. Но зачем?

Как менялся размер колес в разные эпохи

История изменения размеров посадочного диаметра и внешнего размера колес показывает две тенденции. Сначала постепенного уменьшения колеса, а потом резкий рост посадочного диаметра и внешнего. Придется вспомнить историю столетней давности.

Самые старые машины использовали довольно большие даже по современным меркам колеса. Например, на Mercedes Simplex 1902 года использовались колеса 910 х 90 и 1020 х 120 на передней и задней осях, а это почти 40 дюймов в диаметре! Посадочный размер (т.е. без учета высоты профиля резины) был поменьше, но явно больше 20 дюймов.

Собственно, иначе было нельзя, дороги были грунтовыми, разбитыми тележными колесами, и каждая машина представляла из себя фактически суровый внедорожник. А широкие колеса научатся делать намного позже, до вытеснения диагональных покрышек радиальными высота профиля будет оставаться значительной, не меньше 70% ширины. Но это уже несколько другая история…

Сами колесные диски на этой модели были деревянными, но в последние годы выпуска были заменены новинкой - штампованными стальными. Красивые спицованные диски набрали популярность немного позднее.

Прошло полвека… В пятидесятые годы машины еще ходили на узких и тонких колесах, хотя и далеко не метрового диаметра. Проходимость легковушкам уже не требовалась, но размер уменьшался медленно - типичный наш Москвич 402 ездил на колесах размерности 5.6 х 15. Самые маленькие колеса встречались на машинах с семидесятых и до начала 90-х годов, посадочный диаметр уменьшился до 13-14 дюймов, а высота профиля покрышки постепенно снизилась до 75 и 65 процентов.

1 / 2

2 / 2

На фото: Москвич 402 — диаметр колеса 15 дюймов и Skoda Rapid — диаметр 13 дюймов

Но в дальнейшем мы наблюдаем устойчивый рост размера колес. Посадочный диаметр покрышек вырос даже на самых маленьких машинах до 15 дюймов, а самыми ходовыми размерами покрышек стали 16 и 17”. И причина явно не в ухудшении качества дорог и необходимости повышения проходимости машин. Но тогда в чем? В моде?

Мода на повышение размера, конечно, имеет место быть, но ею одной не объяснить эту тенденцию. Машина на больших колесах, несомненно, зачастую красивее и куда ближе к дизайнерским скетчам, чем внешность серийного экземпляра. Да и с дизайном диска можно развернуться. Но существуют и объективные причины для роста размера.

Почему колесо с большим наружным диаметром лучше?

Самой важной причиной является рост площади контакта колеса и дороги. Можно, не делая покрышку мягче, увеличить площадь соприкосновения с дорогой за счет уменьшения кривизны колеса в точке контакта. Разница эта невелика, но зато позволяет решать сразу две проблемы.


Во-первых, улучшения сцепления колес с дорогой, что уменьшает тормозной путь и повышает безопасность управления машины в целом. Во-вторых, улучшения экономичности - можно использовать колесо с большим давлением, не опасаясь ухудшения сцепления колес с дорогой.

В свою очередь увеличение рабочего давления покрышки позволяет сделать управление машиной точнее, уменьшить подламываемость боковины колеса - беды всех пневматических шин. При увеличении боковой нагрузки на колесо пятно контакта покрышки и дороги искривляется, форма протектора уходит от оптимальной, а часть покрышки просто теряет контакт с дорогой, тем самым ухудшая сцепление.

Подламыванием называется ситуация, когда боковая часть покрышки теряет форму из-за перегрузки, при этом покрышка контактирует с дорогой боковой частью, а беговая дорожка колеса почти не задействована. Соединение покрышка-колесный диск при этом может потерять герметичность, колесо разбортироваться и, как результат, полная потеря сцепления колес с дорогой.

Улучшается и проходимость, за счет увеличения длины клина «уплотнения» - зоны, в которой мягкий грунт дороги не расходится в стороны, а «подминается» колесом и набирает прочность. И, разумеется, большое колесо позволяет увеличить дорожный просвет.


Чем плох большой наружный диаметр колес?

К сожалению, нельзя просто увеличивать диаметр колес для улучшения сцепления. У увеличения есть множество отрицательных факторов. В первую очередь, такое колесо будет тяжелее маленького, на него пойдет больше резины и металла.

Возрастут вредные неподрессоренные массы (то есть масса колеса и половина массы рычагов подвески), а это ухудшает комфорт и сцепление колес с дорогой. Оно займет больше места в кузове и будет создавать больше вредной турбулентности воздуха. А еще большое колесо будет менее жестким, что отрицательно повлияет на управляемость машины. Но со всеми этими недостатками можно успешно бороться.

Почему же растет посадочный диаметр покрышки?

Понятно, что большое колесо будет иметь преимущество над малым в сцеплении с дорогой только в том случае, если боковина не будет подламываться и терять форму в поворотах, а жесткость колесного диска позволит избежать его изгиба под воздействием боковых сил. То есть негативные эффекты от роста массы колеса не перевесят положительные.

Выход нашли в уменьшении высоты профиля покрышки, что повлекло за собой соответствующее увеличение посадочного диаметра. Высота боковины в этом случае уменьшается, и она лучше противостоит поперечным усилиям. Колесный диск имеет жесткость куда выше, чем резина. А если еще и использовать легкосплавный колесный диск, то он будет еще жестче стального и суммарная масса покрышки с диском может уменьшиться.


А еще увеличение внутреннего диаметра колеса, то есть диаметра диска, очень полезно для тормозных механизмов. В силу конструктивных особенностей на массовых автомобилях дисковые тормозные механизмы размещают внутри диска колеса. А значит, размер диска ограничивает и размеры тормозного диска и суппорта. Тормоза большего диаметра лучше охлаждаются, обеспечивают более эффективное замедление и имеют еще много плюсов.

И о недостатках низкопрофильной резины…

Не бывает идеальных технических решений. Уменьшение высоты профиля покрышки при увеличении посадочного диаметра тоже имеет свои минусы. Меньшая высота «резинового слоя» влечет за собой увеличение жесткости качения - больше вибраций и ударов приходится на долю подвески и кузова машины.

Сказывается и увеличение рабочего давления колеса, оно от этого становится еще жестче. Сама покрышка становится заметно дороже в связи с увеличением требований к прочности боковины и сложности сохранения формы широкой покрышки с невысокими бортиками. С недостатками низкопрофильной резины должны справляться новые подвески и более современные амортизаторы, но все равно при сравнении колес разного посадочного диаметра на одной и той же машине лучший комфорт обеспечит резина с более высоким профилем.

Почему так дороги «большие» колеса с завода?

Часто в числе опций для машин есть колесные диски большего диаметра, но доплата за них значительно больше цены комплекта таких же фирменных дисков у дилера. В чем тут подвох?

Дело в том, что при выборе этой опции иногда изменяются и параметры подвески и тормозной системы. Устанавливается комплект амортизаторов с параметрами для более тяжелых и жестких колес, а тормозные механизмы ставятся большего диаметра. Кстати, вы не сможете поставить на такую машину зимний комплект колес с дисками на дюйм-два меньше, они просто не налезут на суппорт, даже если на более простые комплектации авто они подходят.


Что в итоге?

Для закрепления пройденного, соберем плюсы и минусы в списки:

Большие колеса. Достоинства:

1. Машина управляется точнее, это не означает «лучше», но часто это именно так.

2. У машины уменьшается тормозной путь на твердых покрытиях и улучшается динамика разгона.

3. Выглядит машина лучше при прочих равных.

4. Немного возрастает проходимость по сыпучим и мягким грунтам, если вместе с диаметром диска вырос наружный диаметр колеса.

5. На машину можно поставить более мощные тормоза.

Большие колеса. Недостатки:

1. Ухудшается плавность хода и вибронагруженность.

2. Больше вибраций и шума на рулевом колесе, иногда реакции слишком резкие.

3. Обычно колеса тяжелее, и это может снизить динамику машины со слабым мотором и ухудшить сцепление колес с дорогой на неровных покрытиях.

4. Такое колесо намного проще повредить, больше шансов повредить и подвеску.

5. Заметно выше стоимость дисков и резины большего размера.

Эта статья рассказывает о том, какими бывают колеса для роликовых коньков.

Прежде всего, в 99,5 % случаев, колеса для роликов изготавливаются из полиуретана, который в первый раз был применен для роликовых колес в 1979 году, да так и прижился в качестве основного материала:)))

Материал из которого делают колеса для роликовых коньков

Когда-то колеса для роликов делались из чего угодно, и даже из экзотических материалов - даже из твердого дерева (вроде самшита) и из металла. Однако первые очень быстро изнашиваются, а вторые сильно передают вибрацию на ноги. Использование полиуретана стало маленькой революцией, так как в своих качествах он обьединяет ударостойкость, сопротивление истиранию и небольшое сопротивление качению. Такие колеса лучше держат дорогу, долго используются и делают катания приятным:))

Что нужно знать про колеса для роликовых коньков

Что нужно знать при выборе колес - ведь их множество, цветных и не очень, разных и всяких. Как в этом разобраться?

А между тем, все не так сложно :

При все своем мнообразии, колеса для роликов имеют две основные характеристики: диаметр (размер) и твердость (жесткость). Тут имеются виду свойства оболочки колеса - которая и катится по асфальту.

Поэтому начнем с маркировки.

Колеса хороших (белых) производителей: K2, Rollerblade, Fila, Hyper, Gyro, Senate, Kryptonics, Labeda и др., кроме логотипа самой фирмы всегда имеют маркировку размера и жесткости . Это позволяет хоть как-то ориентироваться при подборе колес.

Твёрдость обозначается "индексом дюрометрии", это основной показатель характеристик колеса; на самих колёсах этот показатель обозначается двузначным числом: от 72А до 93А - чем больше это число, тем колесо жестче. Буква А просто указывает на то, какая шкала твердости употребляется (шкала А ).

Размеры, материалы и особенности исполнения колёс непосредственно связаны со стилем катания. Итак, стили: фитнесс, скоростное катание, фрискейт, агрессиви хоккей

Колеса для фитнеса и скоростного катания на роликах

Используются колёса от 70 до 100 миллиметров, это наиболее многочисленная группа колес! Стандартный ряд диаметров этих колес 76-78-80-84-88-90-100 мм.

Как правило, на улице удобнее использовать колёса самого большого диаметра - конечно, насколько позволяет рама вашего конька. В помещении, где пространство ограничено, удобнее колёса немного меньшего диаметра. Покупать самые большие колёса имеет смысл ещё и потому, что большее колесо имеет и более долгий ресурс - колеса изнашиваются неравномерно: за 2-3 дня снимаются первые 2-3 мм от размера колеса, а потом износ замедляется; поэтому если купить 84 мм, то реальный размер, который будет потом долго держаться - 80 мм. !!! Гоночные колеса больших диаметров могут быть со ступицей как под подшипник обычного размера - 608, так и под микроподшипники 688.

Жёсткость колёс для фитнеса - от 72А до 85А. Наиболее распространены колеса с жесткостью 82A - обеспечивают лучшее сочетание сцепления с дорогой и комфорта на плохих покрытиях. В среднем, человеку весом 70-75кг при частоте катания 2-3 раза в неделю одного комплекта колес хватает на сезон. Выбирая колеса, нужно учитывать и свой вес - человеку с приличным весом (больше 80 кг) лучше взять колеса потверже.

Колеса для хоккея на роликовых коньках

Для этой игры на роликах делаются своеобразные колёса - в целом они похожи на обычные (для фитнеса), но их отличает очень прочная литая ступица без спиц или же с толстыми короткими спицами: жёсткость и прочность тут на первом месте.

Размер хоккейных колес - от 59 до 80 мм, жесткость - от 75 до 83. По идее, колеса подбираются под конкретное покрытие и размер площадки. Кроме непосредственно хоккея, такие колеса можно рекомендовать любителям прыжков и тяжелым роллерам.

Колеса для фрискейта

Похожи по форме на колеса для хоккея - для фрискейта с его прыжками также нужна очень прочная литая ступица без спиц. Разница лишь в большей жесткости и меньшей цепкости этих колес - если в хоккее колеса должны "держать" своего хозяина при любых поворотах, то во фрискейте очень ценятся слайды - скольжения на колесах, и в них излишняя цепкость колес будет только мешать

Колеса для тяжелых роллеров

Для тяжелых людей (больше 80 кг), и для роллеров с жесткой манерой катания существует проблема поломки ступиц, из-за этого часто приходится выбрасывать почти новое колесо; поэтому в таких случаях лучше подбирать себе колеса для людей "с весовЫм достоинством", или близкие по конструкции к хоккейным. За выбор более жестких колес для таких ллюдей, говорит еще и такое обстоятельство: чем больше вес роллера, тем сильнее мягкое колесо "залипает" в афальт, вследствие этого присходит ускоренный износ и заметное уменьшение скорости.

Колеса для агрессивных роликов

Для трюкового катания делаются самые прочные колеса, их размеры - от 53 до 64 мм. В последнее время разница между колесами для рампы и стрита практически исчезла. Но все же на городских спотах удобнее кататься на небольших колесах: 53-54 мм. На небольших колесах удобнее скользить по перилам (на раме остается достаточно много места для трубы) и устойчивее приземления при прыжках.

Ступица (Core) колес для агрессива всегда делается сплошной (без спиц), это делает её максимально устойчивой к ударным нагрузкам. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, разные производители колес для агрессива исповедуют свои идейные подходы к их изготовлению, поэтому колеса все же немного отличаются.

В колесах для агрессива бывают ступицы маленького диаметра и большого. К примеру, фирмы "Senate" и "MOM USA" исповедуют идею больших ступиц - 32 и 34 мм. Теоретически, большая ступица - жестче и прочнее, но в конечном итоге все это зависит от качества материалов. К сожалению, треснувшие колеса можно встретить со ступицами обоих видов. Поэтому нельзя сказать, что колеса с большими ступицами однозначно лучше.

Маркировка

Настоящие колеса для агрессива кроме обозначения производителя всегда имеют маркировку размера и твердости. На это нужно обязательно обращать внимание; как это ни странно, на левых китайских колесах таких обозначений нет.

Для большего удобства катания по перилам есть специальные маленькие и очень твердые колесики - 44-47 мм / 100A (или 50R - это примерно в 2 раза твёрже, чем 100А). Они ставятся в середину рамы - на место 2-го и 3-го колёс - тогда в центре рамы получается "ну очень" много места под перилу. Просто кататься при такой установке колес не очень удобно, а вот для слайдов - "самое оно".

Для катания в рампе (vert) удобнее колеса диаметром побольше - 59-64 мм: В рампе удобнее колеса побольше: больше колеса > больше скорость. Некоторые производители делают колеса с железными ступицами - такие колеса будут быстрей всего в рампе, поскольку железная ступица не деформируется при проезде по рампе и придает колесам жесткость больше чем номинальная при сохранении хорошей цепкости

У колес для агрессива есть еще такое понятие, как "Pro-model wheels".

Т.е. выпускается серия колес с именем про-райдера. Параметры этих колес отражают, по-идее, личные пристрастия этого Pro- к размеру колес и их твердости. Стоят такие колеса, как правило дороже обычных, их качество, как у простых, "неименных", случается разным.

Пролог.

Немного обобщающей информации о колесах для всех стилей - внимательное прочтение этого заведомо позволит избежать ошибок при подборе и покупке колес.

Роликовое колесо состоит из двух неразъёмных частей - ступицы и внешнего полиуретанового слоя, который и соприкасается с дорогой.

Ступица - жёсткая "сердцевина" колеса, именно в неё и вставляются подшипники; материал ступицы намного прочнее и твёрже внешней полиуретановой оболочки - ступица не должна деформироваться от нагрузок при катании. Обычный материал ступицы - нейлоновые термопластики разных видов. Сплавы легких металлов и композитные углепластики для ступиц используются крайне редко - только в узкоспециализированных колёсах (гоночных). Конструкции ступиц встречаются самые различные как по количеству спиц, их форме и параметрам.

Ступица колеса для фитнеса большая по размеру и делается со спицами. Ступица специально рассчитывается, ведь у нее масса задач:

  • обеспечивать жёсткость и курсовую устойчивость колеса
  • отводить тепло от подшипников и оболочки
  • она должна быть при этом достаточно лёгкой

Наши китайские товарищи, поддавшись соблазну сэкономить, часто пытаются соорудить колеса вообще без ступиц. Это ужасно.

Новые колёса в магазине при прочих равных параметрах могут отличаться профилем . Он может быть:

  • заострённым у гоночных колёс
  • полукруглым у колес для фитнеса, хоккея и фрискейта
  • уплощенным или совсем плоским для агрессивных колес

Теоретически, колесо с узким профилем имеет маленькое пятно контакта с дорогой и соответственно небольшое трение качения. На мой взгляд, "выбор" профиля колес при их покупке - дело личных предпочтений. За несколько дней, в зависимости от манеры езды любой профиль меняет форму на "индивидуальную заточку". Исключение - гоночные колеса: перед ответственными забегами колеса подтачивают на станке для придания им наиболее выгодного профиля. Кстати, по профилю поезженных колес можно многое сказать о человеке и манере его катания.